Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Закон о изъятии государством приватизированной земли

закон о изъятии государством приватизированной земли

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.
  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон о введении в действие ЗК РФ) лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силуЗемельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), вправе до 01.01.

2. Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.

3. При применении пункта 5 статьи 20 ЗК РФ, в силу которого граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их однократно бесплатно в собственность, необходимо учитывать следующее.

Согласно статье 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Поскольку юридические лица в силу пункта 5 статьи 20 ЗК РФ не имеют права на безвозмездное приобретение земельного участка в собственность, то граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, также не вправе приобретать в собственность земельные участки, предоставленные им для осуществления предпринимательской деятельности, на безвозмездной основе.

4. При разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Названные обстоятельства должны приниматься судами во внимание также при разрешении споров по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. При этом следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.

5. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.

Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (далее – Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

6. Законом о введении в действие ЗК РФ (пункт 7 статьи 3) установлено, что приватизация недвижимости производится с одновременной приватизацией земельных участков, на которых они расположены.

В силу статьи 28 Закона о приватизации приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Поэтому при решении спорных вопросов, связанных с применением указанных норм, следует исходить из того, что приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе предприятий и иных имущественных комплексов, производится с одновременной приватизацией земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования (за исключением случаев, когда соответствующие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте).

7. Установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка (пункт 7 статьи 3) не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды, за исключением случаев, когда приватизация земельного участка запрещена.

Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, также не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 3К РФ.

8. При рассмотрении споров, связанных с приватизацией земельных участков сельскохозяйственного назначения, необходимо иметь в виду следующее.

Законодательство, действовавшее до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, фактически не содержало запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно статье 8 Закона о введении в действие ЗК РФ в период с момента вступления его в силу и до вступления в силу федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения не допускалась.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).

Поэтому, если приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения имела место до вступления в силу Закона о введении в действие ЗК РФ, установившего запрет на приватизацию таких земельных участков, обращение приобретателя участка за государственной регистрацией права собственности на него в период действия такого запрета или действия норм, не позволявших приватизировать земельные участки сельскохозяйственного назначения, само по себе не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.

В случаях, когда на день вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (вступил в силу с момента его официального опубликования – с 10.07.2003) субъектом Российской Федерации не принят соответствующий закон, приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения с 01.01.2004 должна осуществляться по правилам, установленным статьей 19.1 названного Федерального закона, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации.

9. Согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.

Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.

Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.

Если до определения субъектом Российской Федерации цены земли стороны в договоре купли-продажи по соглашению установили цену земельного участка без учета требований статьи 2 Закона о введении в действие ЗК РФ, данное обстоятельство не влечет признания договора незаключенным. Условие о цене в этом случае определяется исходя из соответствующей минимальной ставки земельного налога.

Отсутствие поправочных коэффициентов, учитывающих основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения, не может служить основанием для отказа в продаже земельного участка.

10. Согласно статьям 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в редакции Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно пункту 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).

11. Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.

Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.

Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае реквизиции, конфискации здания, строения, сооружения, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (статьи 242, 243, 237 ГК РФ).

12. Если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу до 01.01.2006 надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.

Аналогичной позиции необходимо придерживаться в случаях, когда право собственности на недвижимость перешло в силу договоров мены, дарения, других сделок, а также в связи с реорганизацией юридического лица в порядке правопреемства.

13. Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

При этом согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

14. При рассмотрении споров, связанных с применением положений пункта 3 статьи 552 ГК РФ и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, определяющих права покупателя недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, необходимо учитывать следующее.

Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

15. При применении пунктов 5, 6, 9 статьи 22 ЗК РФ, предоставляющих арендатору земельного участка право передавать в пределах срока договора аренды свои права и обязанности по договору третьему лицу, в том числе отдавать арендные права на земельный участок в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также в субаренду без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, необходимо руководствоваться следующим.

Поскольку пункт 2 статьи 607 и пункт 2 статьи 615 ГК РФ допускают возможность установления законом или иными правовыми актами особенностей сдачи в аренду земельных участков и такие особенности предусмотрены ЗК РФ, то в случае, указанном в пункте 9 статьи 22 ЗК РФ, для передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка достаточно уведомления об этом арендодателя, а в иных случаях (при применении пунктов 5 и 6 статьи 22 ЗК РФ) достаточно уведомления собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором.

При этом необходимо учитывать требования, установленные пунктом 1.1 статьи 62 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, согласно которому передача арендных прав на земельный участок в залог в пределах срока договора аренды земельного участка осуществляется только с согласия собственника земельного участка.

16. Уведомление о передаче арендатором земельного участка своих прав и обязанностей по договору третьему лицу должно быть направлено собственнику земельного участка в разумный срок после совершения соответствующей сделки с третьим лицом в письменной или иной форме, позволяющей арендатору располагать сведениями о получении уведомления адресатом.

Если в случаях, установленных статьей 22 ЗК РФ, такое уведомление арендатором в разумный срок не направлено, арендодатель вправе предъявить к нему требования о возмещении возникших в связи с этим убытков.

Схемы приватизации земли в 2020 году

Существует четыре возможных схемы приватизации земли в 2020 году:

  1. Бесплатная приватизация по упрощенной схеме (так называемая «дачная амнистия»).
  2. Безвозмездная приватизация в соответствии с существующим административным регламентом.
  3. Выкуп земельного участка.
  4. Оформление надела в собственность по решению судебного органа.

Самые распространенные схемы – это бесплатная приватизация по административной и упрощенной схеме, а также выкуп надела. В судебном порядке такие дела рассматриваются не часто. Рассмотрим процесс подробнее.

Бесплатная приватизация участка

Действие упрощенной схемы оформления земли в собственность («дачной амнистии») продлено до марта 2020 года (для участков под ИЖС), а в некоторых случаях до 2020 года. Для возможности использования упрощенной процедуры необходимо, чтобы участок принадлежал к одной из следующих категорий:

  • ИЖС;
  • ЛПХ;
  • дачное строительство;
  • ведение садоводческой деятельности.

Оформить землю в собственность могут граждане, которые используют участок на законных основаниях и владеют строениями, расположенными на территории. Постройки должны быть документально оформлены в соответствии с законодательными нормами.

Если документация отсутствует, допускается бесплатное оформление в административном порядке. Предварительно потребуется восстановление правоустанавливающих бумаг на строения.

Выкуп участка

Если бесплатная приватизация по каким-либо причинам невозможна (к примеру, если гражданин уже воспользовался правом на безвозмездную приватизацию ранее), землепользователь вправе выкупить участок у муниципалитета. При этом принимается для расчет кадастровая стоимость, которая, как правило, ниже рыночной.

Здесь может возникнуть еще одна сложность. Кадастровая стоимость участков, находящихся на балансе муниципалитета, установлена не всегда. В этом случае желающему выкупить надел потребуется дополнительно потратиться на работу кадастрового инженера.

Что говорит закон об изъятии земель государством

Базовые моменты экспроприации сопряжены с:

  1. Потребностью исполнения обязательств по международным договоренностям страны.
  2. Постройкой или восстановлением автомобильных трасс, железных дорог, жилищных коммуникаций, объектов энергетических систем и т.п.
  3. Формированием или увеличением отдельно оберегаемой природной территории (заповедники, парки).
  4. Использованием недр (нефтедобыча).
  5. Оцениванием многоквартирного здания ветхим, предназначенным для ликвидации.

Изъятие земли всегда сопровождается немаленькими финансовыми потерями для собственника. Поэтому предусмотрена компенсация за изымаемые земли. Величину компенсации за изъятие земельного участка определяет эксперт. Сумма соответствует коммерческой ценности надела. Помимо оплаты за саму площадь, бывший владелец вправе рассчитывать на денежное удовлетворение за:

  • дом и прочие хозяйственные строения, легально находящиеся на территории;
  • другие улучшения, которые не противоречат законодательству и располагаются на ней законно;
  • упущенную выгоду.
  1. Всем постройкам и усовершенствованиям, проведенным вопреки целенаправленному применению земли или соглашению найма.
  2. Изменениям, совершенным после уже известного владельцу вердикта о конфискации.
  3. Сделкам, осуществленным после известного владельцу факта изъятия.

Компенсация за изъятие земельного участка для муниципальных нужд возможна исключительно по исходу определения коммерческой ценности специально уполномоченным лицом.

Основной характеристикой надела считается ВРИ. Именно этот показатель влияет на экономическую привлекательность. Владелец, получив проект договора о конфискации и приобщенный к нему доклад по оцениванию, стоит внимательно изучить ВРИ, при котором велось оценивание.

Объем выплаты определяется за 2 месяца до отправки проекта соглашения владельцу участка. Кодекс фиксирует действительность установленного размера компенсации вплоть до подписания соглашения. Однако в нем не содержится положения об оспаривании этой величины собственником. Такое оспаривание возможно в тяжебном порядке, и то при осуществлении судэкспертизы, поскольку суд критично относится к отчетам оценщиков.

Конфискация надела – небыстрая церемония, занимающая по времени не меньше полугода. Но в целом возможно выделить конкретные шаги:

  • подготовка базиса и условий для осуществления процедуры (разработка различной документации);
  • подача прошения заинтересованными организациями, учреждениями или самим муниципалитетом;
  • определение индивидов, которым принадлежат наделы по преференции владения (осуществляются запросы в межведомственные организации, обеспечивается распространение информации о намерениях в СМИ, объявлениях, при невозможности выявить владельца происходит обращение в храм правосудия, который присуждает землю государству);
  • вынесение уполномоченным учреждением вердикта об изъятии или отказе;
  • подготовка и фиксирование сделки;
  • завершение прерогативы бывшего владельца на участок и ее трансформация государству или муниципальной власти.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы.

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Возможно ли изъятие у безответственного хозяина надела в СНТ, который не эксплуатируется в течение нескольких лет, и последующая передача его другому лицу?

Забрать землевладение, которое не используется просто по воле Правления товарищества или владельцев соседних земель и отдать, либо осуществить продажу его другому гражданину однозначно невозможно. Земельным кодексом РФ и другим законодательством о садовых некоммерческих товариществах этого не предусмотрено, поэтому указанные действия противозаконны.

Любые товарищества и находящиеся в них наделы являются собственностью государства или муниципалитета и контролирует их местная администрация, которая устанавливает оценку сотки земель, конфискованных и выставленных на торги.

Именно главой местной администрации выносится решение о разрешении выставить участок на аукцион. Когда землевладение фактически заброшено, а его владельцы отсутствуют в течение нескольких лет, накапливаются долги по членским взносам, оплате электроэнергии, водоснабжения, различных сборов и тому подобное. При этом некоторые договоры аренды земли предусматривают определенные условия по эксплуатации объекта.

Например, в документах может быть оговорена обязанность лица в течение определенного времени построить на участке объект недвижимости или содержать обозначенное количество плодовых культур и так далее.

В таком случае Председателем Правления созывается собрание, на котором участники СНТ извещаются о том, что брошенные наделы на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги, в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Изъятие земельных участков для государственных нужд.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Об изъятии земельного участка у собственника читайте по ссылке: http://uropora.ru/zemlya/zemelnyj-uchastok-mozhet-byt-bezvozmezdno-izyat-u-ego-sobstvennika.html

Что такое приватизация?

Ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» гласит, что приватизация — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и/или юридических лиц.

Если же говорить простыми словами, то под приватизацией земельного участка в России понимается передача собственности государства гражданам РФ.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

Землевладелец при этом оформляет с органами государственной власти специальное соглашение об изъятии. Проект договора разрабатывается указанными органами.

Текст соглашения обязательно должен отражать такие моменты:

  • денежная сумма, подлежащая уплате за конфискацию участка;
  • срок, в течение которого изъятие участка будет произведено;
  • данные принятого решения о конфискации надела;
  • уникальный номер по кадастру, присвоенный изымаемой земле.

Соглашение об изъятии может предусматривать предоставление бывшему землевладельцу равноценного участка, исходя из его цены.

Если землевладелец не согласен на произведение изъятия земли и не соблюдает предписаний о конфискации, вынесенных государственным органом, последний правомочен в принудительном порядке забрать надел или обратиться за разрешением спора в судебную инстанцию, которая установит сумму возмещения и сроки изъятия участка у гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, реквизиция в принудительном порядке допускается лишь при определении и выплате денежной суммы, предполагающей равнозначное возмещение. Расчет выплаты производится путем суммирования рыночной оценки объекта и понесенных гражданином убытков (с обязательным учетом упущенной собственником земли выгоды).

Право собственности на земельный надел может быть утрачено лицом при выкупе участка, обусловленного государственными либо муниципальными нуждами. Исходя из того, на какие конкретно нужды предназначается данное имущество, его выкупает государство, его субъекты, либо муниципальные образования.

Процедура определения оценки землевладения для государственных нужд осуществляется квалифицированными оценщиками, а не самим землевладельцем. Сам процесс проведения оценки законодательно не урегулирован, в силу чего лицо лишается возможности возмещения разумной рыночной стоимости за принадлежащую недвижимость.

Изъятие земли, необходимое для удовлетворения нужд государства и муниципалитета, происходит не только в России. При этом процедура конфискации кардинально отличается от той, которая предусмотрена в нашей стране, и производится отличным способом. К примеру, землевладелец в иностранном государстве вправе самостоятельно установить и подтвердить рыночную оценку надела.

В нашей стране оценка участков производится исключительно оценочными компаниями. Поэтому для того, чтобы не понести потери при изъятии землевладения, и четко понимать суть и последствия мероприятий по реквизиции, внимательно ознакомьтесь с указанной темой, так как это может произойти с любым собственником земли.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Когда право собственности может возникнуть

Право собственности на земельный участок может возникнуть благодаря самым разнообразным юридическим основаниям. Чаще всего право собственности возникает благодаря проведению определенной сделки и подписанию договора.

Это может быть договор купли-продажи, мены или дарения, а также вступления в наследство.

Гражданский и Земельный кодексы также допускают возможность возникновения права собственности на участок земли благодаря решению судебной инстанции. В таком случае основанием для возникновения права собственности будет являться решение российского суда.

Право собственности может быть приобретено благодаря вынесению решения федеральными или муниципальными властями. Не редко юридическое или физическое лицо сначала арендует земельный участок у государства, использует его согласно целевому назначению, а потом через некоторое время просто выкупает за определенную сумму финансовых средств.

Самым редким случаем приобретения права собственности у нас в стране является вступление в силу приобретательной давности. Так, если вы не являетесь собственником земли, но на протяжении всех пятнадцати лет ухаживаете за участком и поддерживаете его в хорошем состоянии, вы имеете полное право заявить о переходе права собственности к вам исходя из приобретательной давности.

Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

Для полноценной реализации национальных интересов законодатель осознано не делает разницы между землями с разным целевым назначением. Если крупное инфраструктурное строительство или возведение стратегически важных объектов потребует использования земель сельхозназначения, такие наделы также могут изъять.

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по тем же правилам и в том же порядке, что описан выше. Единственная особенность установлена ст. 14 ФЗ «Об обороте земель».

Именно собрание утверждает или отклоняет условия соглашения, выдвигает встречные требования и осуществляет коммуникацию с органами власти. В остальном сельскохозяйственное назначение не влияет на порядок изъятия земли.

Порядок прекращения права собственности на землю

Земельный участок может быть изъят с компенсацией (последующей выплатой выкупной цены собственнику) или без компенсации.

Компенсацию выплачивают в большинстве случаев. Если участок земли изымается для государственных или муниципальных нужд, в следствии возникновения чрезвычайных обстоятельств (например, техногенная катастрофа или эпидемия), в случае выполнения международных обязательств и т.д.

  1. Вынесение решения об изъятия земли у собственника компетентным муниципальным или федеральным органом властей.
  2. Анализ ситуации и вынесение решения о выкупной цене земли.
  3. Уведомление собственника участка земли о причинах и обстоятельствах изъятия, а также о возмещении убытков и цены участка.
  4. Изъятие земли у собственника.
  5. Выплата соответствующей и соразмерной компенсации за имущество.

Муниципальные или федеральные власти могут подать в суд на собственника земли, если тот отказался одобрить решение властей.

В свою очередь собственник сам может подать иск в суд для того, чтобы оспорить выкупную цену земли, которую озвучила инспекция.

Изъятие земли в случае отказа будет происходить только после окончания судебных тяжб и вынесения решения судом. А вот споры о выкупной цене могут тянуться очень долго, если стороны к согласию не пришли, то решение может выносить даже арбитражный суд исходя из множества различных факторов, которые влияют на цену недвижимого имущества.

Важно помнить, что согласно законодательству, выкуп участка может произойти только спустя год, как собственник участка получил уведомление властей.

Крайне редко земля изымается у собственников без последующей выплаты компенсации. Такое возможно в случае непредвиденных объективных обстоятельств. Например, если земля находится на острове и из-за размытия происходит потеря определенной части недвижимого имущества.

Подобное произошло на одном из российских островов, где из-за размывания почвы было утеряно десятки метров земли сельскохозяйственного назначения. В последствии, земля была перенесена в водный фонд. Также возможно изъятие земли из-за совершения серьезного преступления, банкротства и т.д.

  • Уполномоченный орган местных или федеральных властей принимает решение исходя из обстоятельств.
  • Орган обязан уведомить собственника земли об изъятии его имущества согласно ходатайству об изъятии.
  • Если собственник участка земли отказывается одобрить решение – дело передают в суд для последующих судебных разбирательств. Суд анализирует ситуацию и выносит свое решение.
  • Вступление в силу решения и изъятие земли у собственника.

Если выкуп земли происходит только с согласия собственника участка, то принудительное изъятие может происходить и без его согласия. В зависимости от обстоятельств изъятия земли.

Таким образом, прекращение права собственности может произойти по самым различным обстоятельствам, от добровольного отказа до чрезвычайной ситуации. В большинстве случае изъятие участка (как с последующей выплатой компенсации, так и без) можно оспорить через суд, если вы не согласны с решением муниципальных или федеральных властей.

Конфискация земельного надела: вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Как принимается решение об изъятии

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

п. 3 ст. 279 ГК РФ

До этого орган, который планирует изъять участок, должен установить собственника участка — направить запрос в Росреестр. Если ваше право собственности зарегистрировано до 1998 года — момента, когда появился единый госреестр, ЕГРН, — могут возникнуть проблемы. Власти просто не вычислят вас как собственника. В этом случае уполномоченный орган обратится в суд, чтобы признать право собственности Российской Федерации, субъекта или муниципального образования на участок и постройки на нем.

п. 10 ст. 56.5 ЗК РФ

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть. Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей. Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Если окажется, что информации о вашем праве собственности в ЕГРН нет, подайте заявление на регистрацию ранее учтенного права в Росреестре или через МФЦ. Госпошлина — 350 рублей.

пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

Еще один вариант заранее позаботиться о своих интересах — подать заявление об учете прав на земельные участки. Для этого надо внимательно отслеживать официальные публикации на сайте муниципалитета и региона — и, как только появится извещение об изъятии земель, сразу подать заявление. В публикации будет написано, куда и когда подавать такие заявления.

пп. 4 п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ

Когда орган власти установит собственников, он примет решение об изъятии. В нем будут указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, цель изъятия и ссылка на документы, на основании которых государство изымает землю. Например, постановление городской администрации или администрации области или края.

п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Решение об изъятии действует в течение 3 лет со дня принятия. По закону его можно обжаловать в суде. У вас есть право обжаловать не только условия выкупа, но и сам факт принятия решения — его обоснованность, возможность построить гособъекты в другом месте.

пп. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Можно ли оспорить изъятие земли в судебном порядке

У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *